— На днях наши работники из Италии передали 4 тысячи гривен. Вчера пенсионерка принесла 20 гривен. Всех записываем в тетрадь, — говорит 50-летний Александр Супрунюк, предприниматель из города Нетишин Хмельницкой области. Сидит на мягком сидении за столиком в автобусе возле монумента Независимости. Бусик украшен надписями городов области, принадлежит предпринимателю. Александр Алексеевич переоборудовал его в штаб. В нем также есть туалет и небольшая кухня.— На днях наши работники из Италии передали 4 тысячи гривен. Вчера пенсионерка принесла 20 гривен. Всех записываем в тетрадь, — говорит 50-летний Александр Супрунюк, предприниматель из города Нетишин Хмельницкой области. Сидит на мягком сидении за столиком в автобусе возле монумента Независимости. Бусик украшен надписями городов области, принадлежит предпринимателю. Александр Алексеевич переоборудовал его в штаб. В нем также есть туалет и небольшая кухня.
— Так же записываем волонтеров. Проверяем документы, берем номер мобильного. Каждому выдаем бейдж, — мужчина отодвигает в сторону бутылки с раствором перекиси водорода, витаминами, кучу наклеек \”Не злий Майдан\” и свежий ананас. На освобожденное на столе место кладет большую тетрадь со списком волонтеров. — Как-то пришел на кухню человек. Три дня работал. На четвертый поймали на том, что хотел украсть продукты.
— В ночь на 6 декабря, когда возле гостиницы \”Украина\” нашли труп, нам хотели отравить еду, — продолжает. — На территорию зашли трое спортивных ребят, и прямо на кухню. Имели в руках по бутылке кока-колы. Говорили, что очень хотят есть. Ребята из криивки позвали их к себе, типа погреться. Потом мне сказали, что гости странные. Отозвали младшего из них. Тот рассказал, что их сюда привезли, деньги не заплатили. Пообещали, если сделает провокацию — начнет драку с возгласами \”Кличко!\” — заплатят на 200 долларов больше. Говорит, что тех двух к нему приставили. 2 часа они пытались всякими способами подойти к кухне. Мы начинать драку не хотели. Позвали девушек, сделали видимость, что здесь много людей. В восемь утра те мужчины поняли — ничего не выйдет. Ушли прочь. За ними проследил один львовский парень. Увидел, как зашли в помещение на Институтской, 19а. Через окно в комнате было видно \”беркутовцев\”. Те трое передали им жидкость в бутылках. Поэтому есть большое подозрение, что \”кока-кола\” назначалась, чтобы навредить.
2 декабря хмельничанам в четыре утра в генератор залили воду с сахаром. Вывели его из строя.
— Какие-то ребята из интернет-сообщества в поддержку Майдана приехали в \”Порше Кайене\” и выгрузили новый генератор. Теперь на кухне всегда дежурит кто-то из проверенных людей из Нетишина или Славуты. Круглосуточно стоят минимум двое. Еду готовят наши повара. Волонтеров набираем на нарезку.
Александр Супрунюк имеет в Нетишине строительную компанию и два супермаркета. Магазинами руководит жена.
— С 2005 года у нас действует общественная организация \”Край\” — общество предпринимателей. Период, когда нас хотели запугать, прошел давно. С нами лучше не связываться, потому что страдают сами же чиновники. Имеем систему самозащиты. Как только на нас хотят наехать, приезжает мобильная группа — журналист, юрист, общественный активист, и начинаем проверять проверяющих. Находим кучу нарушений. Пишем официальное обращение к инстанции, которая прислала чиновника. И его увольняют или штрафуют.
Из окон видно палатку соседей хмельнитчан — ветеранов-афганцев.
— Афганцы сказали, что уйдут отсюда последние. Будут стоять за нас, — Александр Алексеевич смотрит в окно. — Майдан превращается в Сечь, лагерь вышколки. Нужно, чтобы сюда приезжали люди, получали новые знания, навыки, заряджалися духом и разносили это, распространяли.
Здесь наивысшая форма самоорганизации. Когда была угроза штурмов, все спокойно, без истерики работали. Мы с своей полевой кухней обслуживали дальние баррикады. Там тоже стояли голодные киевляне, но говорили: мы можем дома поесть. Каждый спрашивает, куда выбросить мусор. Этот дух не исчез. Разве что 31 декабря на Новый год пришли те, кого можно назвать случайным на Майдане. Чем ближе будет к победе, таких людей будет становитьсябольше.
Анна БАЛАКИР
За материалами: “Газета.ua”